Кейсы арендаторов O1 Properties
Кейс Deloitte: Без корзин для мусора и на такси
Три московских офиса Deloitte съехались в один в 2009 г. Новые рабочие места расположились в бизнес-центре «Белая Площадь», построенном по принципам экологичного девелопмента. Офис помогает компании экономить ресурсы, снижать влияние на окружающую среду и повышать вовлеченность сотрудников. В том числе благодаря отсутствию необходимости ездить между офисами, расположенными в разных районах города.
Без машин и углекислого газа
Deloitte во всем мире декларирует корпоративные климатические цели по уменьшению экологического следа компании, в частности снижение выбросов СО2 в атмосферу. Экологический след – это площадь биологически продуктивных территорий и акваторий, необходимая, чтобы обеспечивать человечество биоресурсами и экосистемными услугами и поглощать образовавшиеся отходы (главным образом выбросы парниковых газов), напоминает менеджер по устойчивому развитию и корпоративной социальной ответственности Deloitte в СНГ Павел Боев. Эта методология разработана Глобальной сетью экологического следа (Global Footprint Network). Она позволяет рассчитать экослед территорий (городов, стран), компаний и обычных людей. «В России она пока использовалась только на уровне субъектов Федерации, и, насколько мне известно, ни одна компания на российском рынке пока не реализовала проект по измерению и снижению своего экоследа», – говорит Боев. Наибольшую часть экоследа составляют как раз выбросы CO2, продолжает он, «поэтому мы в Deloitte серьезно подходим к снижению нашего углеродного следа».
Глобальная Deloitte – одна из 569 компаний, участвующих в инициативе Science Based Targets: ее участники взяли на себя обязательства совместно ограничить повышение глобальной температуры 1,5 °C. Deloitte, участвуя в инициативе, обязалась к 2025 г. сократить выбросы углекислого газа на 36% на единицу площади в офисах по сравнению с 2017 г. Компания рассчитывает на 11% снизить выбросы автопарка (в регионах, где доступен каршеринг и такси, компания сокращает парки собственных автомобилей), на 10% – выбросы от командировок каждого сотрудника. В СНГ выбросы от зданий, где базируется Deloitte, должны быть снижены на 14%. «В сертифицированном по BREEAM здании на «Белой площади» работает основная масса наших сотрудников, и мы рассчитываем, что это также будет способствовать достижению наших климатических целей», – объясняет Боев.

В работе над новыми экологическими обязательствами в 2018 г. Deloitte разработала политику по экологически ответственным и этичным закупкам. Ее цель – выявить экологическое, социальное и экономического воздействие в цепочке поставок и управлять им. Например, поставщиков компания призывает к экономичному использованию ресурсов, минимизации использования первичного сырья, рационализации энерго- и водопотребления, отказу от использования редких растений и животных, постепенному снижению углеродного следа транспортировки и использованию местных продуктов. При закупках Deloitte ориентируется на критерии устойчивого развития и международные независимые сертификаты. Например, по системе FSC (Forest Stewardship Council, Лесной попечительский совет) в отношении древесной продукции и MSC (Marine Stewardship Council, Морской попечительский совет) или ASC (Aquaculture Stewardship Council, Попечительский совет по аквакультуре) для рыбы и морепродуктов. «Мы всегда стремимся использовать экологичную продукцию, однако у нас не всегда есть возможность найти ее на рынке», – говорит Боев.
Зеленое управление бизнесом
В Deloitte много работают над сознательностью каждого сотрудника. Так, в декабре 2018 г. с рабочих мест стали исчезать индивидуальные мусорные корзины: поначалу оставляли одну корзину на ряд рабочих столов, затем убрали все индивидуальные корзины вовсе. Переход длился 1,5 месяца. С индивидуальными корзинами даже у самых осознанных сотрудников нет мотивации сортировать мусор, говорит Боев. Теперь каждый менеджер и аналитик может выбросить мусор только в специальные сортировочные контейнеры, расположенные на этажах. В Deloitte сотрудники собирают и отправляют на переработку бумагу, металлы, стекло, упаковку Tetra Pak и некоторые виды пластика (в основном пластиковые бутылки). «Нам повезло, что у бизнес-центра уже был договор с компанией, которая обеспечивает раздельный сбор и контролирует правильную переработку этих фракций, поэтому нам не пришлось самостоятельно искать и проверять подрядчиков», – рассказывает Боев.
От сознательности к продуктивности
Работа в зеленом офисе способствует самоорганизации и дисциплине сотрудников, уверена руководитель группы бизнес-партнеров по работе с персоналом Deloitte Татьяна Шилова. Правда, повышение самоорганизации и дисциплины в компании никак не измеряли. После исчезновения с рабочих мест персональных корзин сотрудники стали меньше вести записи на бумаге и стикерах. Многие перешли на сортировку мусора дома. Шилова считает, что последовательное внимание к экологическим проблемам делает Deloitte привлекательной для молодых сотрудников – именно они задают много вопросов по теме, посещают экологические лекции и мероприятия.

Ежегодно в компании проходит мероприятие Green days. Менеджерам рассказывают о массовом вымирании диких видов животных, растений, о климатических изменениях. В этом году для сотрудников подготовлена рассылка с перечнем конкретных действий для каждого человека, которые можно предпринять для предотвращения последствий от таких проблем. «Рассылка получила высокую долю откликов от наших сотрудников, которые проявили большой интерес к теме и задавали уточняющие вопросы», – говорит Боев.

«Если компания заботится о сообществе, в котором ведет свою деятельность, то сотрудник чувствует заботу и о себе лично. Программы по озеленению офиса или мотивирующие оздоровительные программы помогают показать сотрудникам, что компания заботится об их здоровье и комфорте. Благодаря этому сотрудник становится более вовлеченным, а значит, и более продуктивным», – говорит Шилова. В том числе забота о сотрудниках проявляется в условиях работы в зеленом офисе: специально настроенное освещение, просторные рабочие пространства, лифты, запрограммированные таким образом, что доставляют сотрудника на нужный этаж максимально быстро.
Кейс: Как спасти 1000 деревьев
В зеленый офис на «Белой Площади» российская штаб-квартира международной консалтинговой компании PwC переехала в 2009 г., она занимает в одной из башен комплекса семь этажей. Комплекс построен по принципам экологичного девелопмента, т. е. ориентирован на экономию ресурсов и максимальный комфорт для сотрудников. В частности, лифты в зданиях «Белой площади» настроены таким образом, чтобы максимально быстро и экономично доставлять сотрудников и гостей офиса до нужного этажа. Этаж назначения нужно выбрать еще до посадки в лифт, и система подскажет, какой из шести лифтов идет на нужный этаж. Так система оптимизирует трафик внутри здания, а сотрудники не тратят много времени на передвижения, объясняет старший специалист службы по управлению недвижимостью PwC Анна Сотскова.

Над дизайном помещений PwC работали британские архитекторы. Их задачей было создать не только удобное, но и ресурсосберегающее пространство в стилистике офисов PwC по всему миру. Для напольного покрытия были выбраны натуральный камень и износоустойчивый ковролин из переработанных материалов. Мебель не содержит поливинилхлорида и сделана очень прочной – прослужит гораздо дольше стандартной офисной мебели. Широкие рабочие места сотрудников разделены специальными экранами и создают ощущение уединения для каждого аналитика и менеджера. При этом в помещении много света благодаря панорамным окнам современного здания.
185 кг углекислого газа
Зоны для печати документов в офисе PwC отделены от общего рабочего пространства. Принтеры настроены таким образом, что печать документа происходит только после того, как сотрудник приложит свой пропуск к специальному датчику. Благодаря этому документы не скапливаются около принтеров, а сотрудники не забывают о них. Потребление бумаги сокращается. В офисе есть специальные зеленые принтеры, настроенные на двустороннюю печать. В печатных комнатах установлены мусорные баки для бумаги – их содержимое отправляется на переработку. На переработку идут и все отходы, скопившиеся в шредере. Обслуживанием хранения сортированного мусора централизованно занимается компания «Сфера экологии», приглашенная владельцем офисного центра «Белая Площадь».

В PwC не только сортируют мусор, отправляют на переработку батарейки и бумагу, но и скрупулезно считают влияние компании на окружающую среду. В сравнении с 2017 г. потребление электроэнергии по PwC сократилось в прошлом году на 16%: компания сберегла 1112 МВт благодаря экономии света в офисах (он отключается в конце рабочего дня, и сотрудникам, задержавшимся на рабочем месте, нужно включить его самостоятельно). Удалось сэкономить и на бумаге: по сравнению с 2016 г. закупка сократилась на 7% до 64,3 кг в год. А в переработку PwC стала отдавать, напротив, больше бумаги: на 27% больше, чем в 2016 г., – 109,1 кг. По расчетам компании, благодаря бережному отношению к бумаге и сдаче ее в переработку удалось сохранить около 1000 деревьев, сэкономить около 2000 л воды, 109 кВт электроэнергии, уменьшить выбросы СО2 в атмосферу на 185 кг.
Влияние на бизнес
Каждый день в офисе PwC работают больше 1000 человек. «Климатическая система нашего здания (BMS) позволяет управлять освещением и кондиционированием, создавая микроклимат, ориентированный на конкретную группу сотрудников. Датчики автоматически скорректируют обстановку и позволяют каждой отдельной группе работать по ее индивидуальному бизнес-графику», – говорит Сотскова. В компании понимают, что основная инициатива по защите окружающей среды должна исходить от сотрудников, поэтому стараются донести до них, что зеленые привычки и за пределами офиса – это хорошо и правильно. Это помогает им почувствовать себя не только потребителями, но и защитниками окружающей среды, добавляет Сотскова.

«Любой успешный рабочий процесс начинается с желания прийти на работу. Когда сотрудники входят в красивое здание, светлое, чистое, с хорошей вентиляцией, они могут целиком сконцентрироваться на задачах бизнеса, не отвлекаясь на бытовые неурядицы. Эффективность работы не снижается даже к вечеру, ведь существующая офисная инфраструктура, наличие зелени в офисе, естественное освещение и т. п. поддерживают психологический и физический комфорт сотрудников», – подытоживает Сотскова.
Кейс: Рекорды по макулатуре
Московский офис международной юридической фирмы Clifford Chance переехал в зеленое здание Ducat Place III на ул. Гашека в Москве в 2007 г. и занимает в нем этаж с четвертью. Это был первый в мегаполисе по-настоящему зеленый бизнес-центр, а стандарты международной компании подразумевают серьезное отношение сотрудников к окружающей среде, объяснила «Ведомости&» управляющий партнер московского офиса Clifford Chance Виктория Борткевича. Российский офис активно участвует в зеленых программах Ducat Place III: сотрудники компании собирают батарейки, тщательно сортируют картон и бумагу, на протяжении уже пяти лет выигрывая ежегодный конкурс по сбору макулатуры среди арендаторов здания, рассказала Борткевича.
Избавиться от бумаги
Юридическая компания – это более 10 т бумаги в год, а потому в российском Clifford Chance постоянно сокращают ее потребление. Все офисные принтеры настроены на двустороннюю печать, все рекламные и маркетинговые листовки, презентации для клиентов переведены в цифровые форматы. А во время семинаров и внутренних встреч в компании используют большой тачскрин вместо бумажных материалов. Кроме того, для сотрудников российского подразделения закупили планшеты и внедрили в компании облачную систему совместной работы над документами, рассказала Борткевича. Благодаря всем этим нововведениям за последние два года расход бумаги в московском офисе Clifford Chance снизился на 40%, цель на ближайшие два года – уменьшить объемы закупок еще на 20%. Но полностью отказаться от бумаги юристы не могут: российское законодательство требует заключения договоров, отправки запросов в инстанции, суды зачастую на бумажных носителях, говорит Борткевича. Кроме того, компания обязана до 10 лет хранить бумажные архивы документации.
Крышечки и тимбилдинг
В московском офисе Clifford Chance экономят электроэнергию благодаря специальным лампам и датчикам, внедрили технологии раздельного сбора мусора. Закупки также сделали более этичными: в офис покупают бумагу со значком European Ecolabel, подтверждающим, что производство не наносит вреда окружающей среде. В ближайшее время в офисе намерены отказаться от использования пластиковой посуды. А по инициативе сотрудников полгода назад в Clifford Chance начали отдельно собирать пластиковые крышечки от бутылок для помощи волонтерскому проекту «Добрые крышечки». Пластик собирают в офисе и отправляют на завод по переработке. Предприятие взвешивает сырье и переводит деньги за собранные крышечки на счет благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

В зеленом здании сотрудники работают больше и эффективнее, говорит Борткевича. «Хорошее естественное освещение, приятный вид из окна и возможность регулировать искусственное освещение снижают утомляемость, а система климат-контроля создает комфортный температурный режим. В итоге аренда помещения в зеленом офисе становится одним из конкурентных преимуществ компании. В целом наши сотрудники много работают. Количество больничных листов у нас небольшое, и их продолжительность тоже невелика. Отчасти это достигается за счет комфортных условий работы в офисе», – объясняет она.